16 апреля 2024 , 7:29

Европа криминализует обход санкций: какие могут быть последствия

Совет Евросоюза одобрил общеевропейский закон, устанавливающий единый стандарт уголовной ответственности за нарушение санкционных режимов во всех странах — членах ЕС. Отныне определенные действия, такие как помощь подсанкционным лицам в незаконном въезде в ЕС, торговля санкционными товарами или проведение запрещенных финансовых транзакций, будут считаться уголовным преступлением на территории всего Евросоюза, пишет РБК.

Процесс принятия этого закона занял полтора года. В декабре 2022 года Еврокомиссия предложила гармонизировать уголовную ответственность за нарушение санкций в связи с активизацией схем по их обходу. В декабре 2023 года Совет ЕС достиг политического компромисса по поводу единого подхода к криминализации нарушений санкционных режимов. В марте 2024 года Европарламент одобрил директиву по введению общеевропейских минимальных наказаний за обход санкций. Директива вступит в силу на 20-й день после опубликования в Официальном журнале ЕС.

Однако у стран — членов ЕС будет 12 месяцев для интеграции требований директивы в национальное законодательство. Директива не имеет прямого действия в странах-членах, а лишь обязывает их адаптировать национальное уголовное законодательство в соответствии с требованиями документа. Уголовное преследование будет осуществляться на национальном уровне.

Ранее разные страны ЕС по-разному администрировали и приводили в исполнение санкции в зависимости от внутренней системы и политических процессов. В некоторых странах действуют специальные законы, предусматривающие тюремное заключение за преднамеренное нарушение санкций, в других странах такие нарушения могут привести только к административной ответственности. Наказания также существенно разнятся: от двух до 12 лет тюрьмы, а максимальные штрафы варьируются от €1200 до €37,5 млн.

Исторически контроль за исполнением санкций в Евросоюзе не был последователен. То, что договариваются имплементировать на общеевропейском уровне, не всегда реализуется должным образом на уровне конкретных стран ЕС. Это создает возможности для обхода санкций. Кроме того, лишь немногие государства ЕС публикуют информацию о расследованиях, штрафах и наказаниях за нарушения санкций. При различающихся подходах потенциальные нарушители выбирают юрисдикции с наиболее слабым правоприменением.

Принятие общеевропейского закона призвано устранить эти недостатки и обеспечить единообразное и эффективное применение санкций на территории всего Евросоюза.

Народная дипломатия: политика и общество