18 апреля 2024 , 10:49

Лидером авторынка Петербурга стал китайский «Haval Jolion»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Первый квартал 2024 года ознаменовал серьезные перемены на российском автомобильном рынке. Если год назад наблюдался явный дефицит машин и покупатели буквально «охотились» за последними доступными автомобилями, то сейчас ситуация кардинально изменилась — рынок стал рынком покупателя, пишет издание Фонтанка.Ру.

Сложившуюся ситуацию усугубил и Центробанк, который существенно повысил ставки по автокредитам, что напрямую ударило по покупательской способности. В результате очереди и аукционы в одночасье исчезли — проблемой для дилеров стал уже не поиск того, что продавать, а как.

В то время как на общероссийском рынке по-прежнему доминирует «АвтоВАЗ», в Санкт-Петербурге наибольшие продажи с начала года демонстрирует китайский бренд Geely. Эксперты связывают это как с разумной ценовой политикой марки, так и с ее мощной маркетинговой поддержкой. Также важную роль играет популярность Geely среди каршеринговых сервисов и таксомоторных парков.

Однако, по данным аналитического центра «Автомаркетолог» и дилерской сети «Прагматика», самым востребованным автомобилем в Санкт-Петербурге в этом году стал Haval Jolion. Одним из ключевых факторов его успеха стало то, что эта модель производится на заводе в Туле и пользуется соответствующими преференциями как автомобиль российской сборки.

Второе место по популярности в Северной столице традиционно занимает LADA Granta — самое доступное ценовое предложение на рынке. Тройку лидеров замыкает далеко не самый дешевый Geely Monjaro, стоимость которого отчетливо превышает 4 млн рублей. Таким образом, петербургский рынок существенно отличается от общероссийских трендов.

Эксперт дилерской группы «Автополе» Сергей Моренков отмечает, что в Санкт-Петербурге уже сформировалась «большая четверка» китайских автопроизводителей — Chery, Haval, Geely и Changan. По итогам января-февраля лидером здесь стал Chery с показателем 1 814 проданных автомобилей, за ним следуют Haval (1 467 машин), Geely (1 323) и Changan (631).

Комментируя успех Haval в городе, эксперт отмечает, что у бренда существует очень сильное маркетинговое разделение — есть салоны Haval, Haval New, а также отдельные шоурумы для модели Tank и самой марки Great Wall. Подобная стратегия сегментирования присуща и другим крупным китайским игрокам, таким как Chery и Geely, который, например, реализует в России свои электромобили под суббрендом Zeekr.

Согласно подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), совокупный объем продаж новых автомобилей в России в первом квартале 2024 года превысил 361 тысячу единиц — это на 85% больше, чем годом ранее. Однако сама АЕБ смогла отчитаться лишь по 249 тысячам машин. Разница в 90 тысяч единиц объясняется двумя основными причинами: во-первых, официальные поставки дополняются ввозом автомобилей по различным схемам с оформлением на физических лиц, во-вторых, дистрибуторы слабо контролируют прямой импорт дилерами машин из Казахстана и Китая.

Статистика таможни показывает, что Китай резко нарастил экспорт готовых автомобилей в Казахстан, Киргизию и Узбекистан — с 24 тысяч в январе 2023 года до 62 тысяч в сентябре. Вероятно, значительная часть этих машин попала в Россию. В целом за 2023 год через эти каналы было поставлено около 650-680 тысяч автомобилей на сумму 8,6-8,8 млрд долларов.

При этом с начала 2024 года импорт в Россию заметно замедлился — сказываются охлаждение рынка и перенасыщение дилерских складов. Многие компании стали куда более прагматично подходить к закупкам, опасаясь распродаж по низким ценам из-за затоваривания.

Покупатели также стали более вдумчиво подходить к процессу приобретения автомобилей, особенно на фоне существенного роста ставок по автокредитам. Если в 2022 году они хватали любые машины на любых условиях, то теперь реально доступные модели начинаются от 1,5 млн рублей, а нормальный кроссовер можно приобрести не дешевле 2-2,5 млн рублей.

Также активно развивается китайский автопром в Беларуси. Крупнейший игрок — «БелДжи» — в 2023 году выпустил 60 тысяч автомобилей, 45 тысяч из которых было экспортировано в Россию на сумму 1 млрд долларов. Компания планирует модернизацию и увеличение мощностей до 120 тысяч машин в год. Другой белорусский производитель «Юнисон» начал выпуск автомобилей Hongqi и VGV, ориентированных преимущественно на российский рынок.

Эксперты отмечают, что в ближайшие месяцы будет происходить сокращение дилерской сети многих китайских брендов, вышедших на российский рынок в 2022-2023 годах. Выигрывают те марки, которые так или иначе связаны с ведущими автоконцернами, как, например, Chery, Great Wall или Geely. В то же время, малоизвестные бренды без сильной поддержки дистрибьюторов и маркетинговых инвестиций сталкиваются с серьезными трудностями в привлечении покупателей.

Кроме того, на российском рынке пока не могут полноценно закрепиться и некоторые западные бренды, такие как Citroen и Peugeot. Главными проблемами для них остаются высокие цены и неопределенность с будущим развитием и сервисным обслуживанием. В целом, период «ознакомления» китайских марок с российским рынком заканчивается, и в ближайший год мы увидим сокращение количества представленных в России брендов, что усилит конкуренцию среди оставшихся игроков.

Народная дипломатия: политика и общество