11 мая 2024 , 7:55

Иностранные машины некитайских брендов выпали из топ-50 российского рынка

Российский автомобильный рынок переживает значительные изменения. В апреле 2024 года «традиционные иностранные» автомобильные бренды впервые выпали из топ-50 самых популярных моделей в стране. Под этим термином подразумеваются автопроизводители из Японии, США, Европы и Южной Кореи, известные российским покупателям на протяжении многих лет, пишет 74.ru.

Согласно данным агентства «Автостат», лидером среди «некитайских» иномарок в апреле стал Hyundai Tucson, занявший 57-ю позицию в рейтинге. За ним следуют Toyota Camry (58-е место), Kia Sportage (59-е), BMW X5 (61-е), Lexus RX (62-е) и Toyota RAV4 (64-е). Лучшей среди американских моделей оказалась Chevrolet Monza, расположившаяся на 79-й строчке. Интересно отметить, что часть перечисленных автомобилей также импортируется из Китая, как, например, Chevrolet Monza, являющийся местным аналогом Chevrolet Cruze.

Как подчеркнул эксперт: «Подобные автомобили ввозятся в страну по схеме параллельного импорта, и его доля с марта по апрель сократилась с 11 до 8%. Оставшиеся 92% рынка заняли автомобили российских или китайских марок».

Иностранные машины некитайских брендов выпали из топ-50 российского рынка

Апрель 2024 года можно рассматривать как завершение переходного периода для российского авторынка. За последние два года все автоконцерны из «недружественных стран» покинули Россию, значительно сократив импорт в РФ. Падение локального производства иномарок привело к росту общей доли импорта, но теперь основная роль отводится китайским брендам. Иногда они ввозятся через страны-посредники, но в целом российский импорт устремляется к однополярности, практически полностью завязанной на Китай.

Введенные в апреле новые правила расчета утилизационного сбора дополнительно ограничили как «серый», так и параллельный импорт, закрепив новую реальность, где лидерами легкового авторынка становятся АВТОВАЗ и ведущие китайские концерны. При этом ввоз «старых» иномарок по-прежнему возможен, но сопряжен с рядом проблем, включая высокие таможенные пошлины, сложности логистики и трудности с переводом средств за границу.

В апреле импорт новых автомобилей сократился на 34% по сравнению с мартом — худший показатель с августа 2023 года. Это связано как с мартовским ажиотажем, когда импортеры ввозили машины впрок, так и с компенсационным эффектом от рекордных продаж АВТОВАЗа, занявшего почти треть рынка.

Анализ рейтингов популярности моделей показывает значительные изменения. Если в 2019 году в топ-10 присутствовали такие иностранные бренды, как Kia, Hyundai, Volkswagen, Renault и Skoda, то сейчас их место занимают китайские Haval, Chery, Omoda, Geely и отечественная Lada. Даже экзотические для российского рынка марки, например Lixiang и Jaecoo, периодически входят в десятку лидеров.

Иностранные машины некитайских брендов выпали из топ-50 российского рынка

Весьма показателен пример Geely Monjaro — до апреля эта модель активно импортировалась как официально, так и по «серым» схемам, входя в топ-5 российского рынка. Но в апреле, под влиянием новых правил, ее продажи упали примерно на четверть, очевидно, именно на долю «серого» импорта.

Таким образом, российский автомобильный рынок переживает качественные изменения, где доминирующие позиции занимают российские и китайские бренды, вытесняя традиционные иностранные марки. Этому способствуют как уход зарубежных концернов, так и введение новых регуляторных мер, направленных на ограничение параллельного импорта.

Автор: Денис Суслов

Народная дипломатия: политика и общество