Российский автомобильный рынок переживает значительные изменения. В апреле 2024 года «традиционные иностранные» автомобильные бренды впервые выпали из топ-50 самых популярных моделей в стране. Под этим термином подразумеваются автопроизводители из Японии, США, Европы и Южной Кореи, известные российским покупателям на протяжении многих лет, пишет 74.ru.
![](https://publicdiplomacy.su/wp-content/uploads/2024/05/toyota-camry-e1607760763496-1200x591-1.jpg)
Согласно данным агентства «Автостат», лидером среди «некитайских» иномарок в апреле стал Hyundai Tucson, занявший 57-ю позицию в рейтинге. За ним следуют Toyota Camry (58-е место), Kia Sportage (59-е), BMW X5 (61-е), Lexus RX (62-е) и Toyota RAV4 (64-е). Лучшей среди американских моделей оказалась Chevrolet Monza, расположившаяся на 79-й строчке. Интересно отметить, что часть перечисленных автомобилей также импортируется из Китая, как, например, Chevrolet Monza, являющийся местным аналогом Chevrolet Cruze.
Как подчеркнул эксперт: «Подобные автомобили ввозятся в страну по схеме параллельного импорта, и его доля с марта по апрель сократилась с 11 до 8%. Оставшиеся 92% рынка заняли автомобили российских или китайских марок».
Апрель 2024 года можно рассматривать как завершение переходного периода для российского авторынка. За последние два года все автоконцерны из «недружественных стран» покинули Россию, значительно сократив импорт в РФ. Падение локального производства иномарок привело к росту общей доли импорта, но теперь основная роль отводится китайским брендам. Иногда они ввозятся через страны-посредники, но в целом российский импорт устремляется к однополярности, практически полностью завязанной на Китай.
Введенные в апреле новые правила расчета утилизационного сбора дополнительно ограничили как «серый», так и параллельный импорт, закрепив новую реальность, где лидерами легкового авторынка становятся АВТОВАЗ и ведущие китайские концерны. При этом ввоз «старых» иномарок по-прежнему возможен, но сопряжен с рядом проблем, включая высокие таможенные пошлины, сложности логистики и трудности с переводом средств за границу.
В апреле импорт новых автомобилей сократился на 34% по сравнению с мартом — худший показатель с августа 2023 года. Это связано как с мартовским ажиотажем, когда импортеры ввозили машины впрок, так и с компенсационным эффектом от рекордных продаж АВТОВАЗа, занявшего почти треть рынка.
Анализ рейтингов популярности моделей показывает значительные изменения. Если в 2019 году в топ-10 присутствовали такие иностранные бренды, как Kia, Hyundai, Volkswagen, Renault и Skoda, то сейчас их место занимают китайские Haval, Chery, Omoda, Geely и отечественная Lada. Даже экзотические для российского рынка марки, например Lixiang и Jaecoo, периодически входят в десятку лидеров.
Весьма показателен пример Geely Monjaro — до апреля эта модель активно импортировалась как официально, так и по «серым» схемам, входя в топ-5 российского рынка. Но в апреле, под влиянием новых правил, ее продажи упали примерно на четверть, очевидно, именно на долю «серого» импорта.
Таким образом, российский автомобильный рынок переживает качественные изменения, где доминирующие позиции занимают российские и китайские бренды, вытесняя традиционные иностранные марки. Этому способствуют как уход зарубежных концернов, так и введение новых регуляторных мер, направленных на ограничение параллельного импорта.
Автор: Денис Суслов