Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин продемонстрировал инновационные достижения отечественного автопрома, прибыв на Петербургский международный экономический форум за рулем магистрального тягача-беспилотника КАМАЗ-54901, оснащенного передовыми системами автономного управления. Данный автомобиль, являющийся плодом кропотливой работы инженеров и конструкторов КАМАЗа, уже на протяжении года успешно эксплуатируется дочерней компанией NatCat, осуществляя грузоперевозки в составе автопоезда с полуприцепом по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Об этом сообщает РБК.
Возможность реализации столь амбициозного проекта обусловлена введением в 2022 году на трассе М-11 «Нева» экспериментального правового режима (ЭПР), предусматривающего трехлетний период тестирования беспилотных транспортных средств. В настоящее время в эксперименте принимают участие шесть компаний, включая X5 Logistics и «Магнит», что свидетельствует о растущем интересе бизнес-сообщества к перспективным технологиям автономного вождения.
Сергей Когогин, преодолев значительную часть пути от Бологого до Санкт-Петербурга, поделился своими впечатлениями от поездки, охарактеризовав ее как «шикарную». Топ-менеджер отметил, что тягач, которым он управлял, находился в режиме испытаний, а рядом с ним присутствовали главный конструктор и водитель-испытатель. Согласно оценке специалистов КАМАЗа, уровень автономности данного транспортного средства соответствует 3+, что предполагает возможность автоматизированного управления с периодическим вмешательством человека.
Для перехода на четвертый уровень автономности, при котором водитель освобождается от необходимости постоянного контроля за дорожной обстановкой, требуется дальнейшее совершенствование конструкции автомобиля, направленное на повышение надежности и резервирование всех функций. Однако подобные модификации неизбежно влекут за собой удорожание машины, что, по предварительным оценкам, может составить порядка 5 млн рублей в ценах и параметрах прошлого года. Тем не менее, вопрос конкурентоспособности беспилотных грузовиков станет актуальным лишь при достижении пятого уровня автономности, когда из процесса производства и эксплуатации будут полностью исключены водитель и кабина.
Сергей Когогин также акцентировал внимание на необходимости внедрения системы дистанционного медицинского освидетельствования водителей, что позволит оптимизировать процесс контроля их состояния здоровья и повысить безопасность дорожного движения. Кроме того, глава КАМАЗа подчеркнул целесообразность пересмотра действующих норм, регламентирующих режим труда и отдыха водителей, с учетом возможностей, предоставляемых современными технологиями автономного вождения.
Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые в области создания беспилотных грузовиков, Сергей Когогин отметил наличие определенных аспектов, требующих дальнейшей доработки и совершенствования. В частности, он указал на необходимость оптимизации системы информирования водителя о дорожной обстановке, обеспечивающей более наглядное и удобное представление данных о положении окружающих транспортных средств.
Автор: Александр Шепелев