29 марта 2015 , 0:00

Природа интеграционных продуктов Евросоюза для стран постсоветского пространства

Средняя Азия

82_mainПолитик Григорий Явлинский на страницах The Financial Times выступил с инициативой интеграции с ЕС постсоветских республик, включая Россию. По его словам, концепция «Русского мира», де-факто продемонстрированная Кремлём в последние полтора года в качестве ответа на экспансию Запада, опасна как для самой России, так и её европейских соседей. 

Идея о распространении влияния ЕС на постсоветское пространство не нова, в той или иной форме она реализуется с начала 90-х годов. На данный момент самыми известными программами можно считать скандальное «Восточное партнёрство», имеющее основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.

Также существовала менее известная «Стратегия нового партнерства Европейского союза и Центральной Азии», действовавшая с 2007 по 2013 год. Данная Стратегия стала первым подобным документом в истории Центральной Азии, но, по оценкам многих экспертов, её успех был весьма сомнителен[1].

Эффективность данных программ имеет чётко измеримые параметры. Когда идёт речь о том, чтобы оторвать ту или иную республику от сотрудничества с Россией – эти программы достаточно эффективны. Когда заходит речь об эффекте от взаимодействия с ЕС, то результат исчезающе низкий. В значительной мере программы сотрудничества между странами ЕС и бывшими советскими республиками имеют несамостоятельный характер, продиктованный стремлением препятствовать интеграционным инициативам России, прежде всего Таможенному союзу.

Самыми активными участниками программ по интеграции являются не страны, относящиеся к ядру стран ЕС, а так называемые страны «новой Европы» – прежде всего, это Польша, страны Балтии. Положение этих стран в ЕС имеет второстепенный вес, их действия в немалой степени продиктованы желанием поднять свой авторитет в ЕС. Также мы можем говорить о том, что эти страны имеют исторические комплексы и фобии в отношении русских и России.

Не стоит недооценивать и такой фактор, что эти страны являются своего рода троянским конём США и Великобритании в Европейском Союзе, их действия обусловлены стремлением к изоляции России. Представители Польши, Латвии и ряда других стран ведут активную дипломатию по отрыву Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана от России.

Евродепутат от Латвии Робертса Зиле так пояснил задачи, стоящие перед интеграционными программами ЕС в отношении постсоветского пространства: «Латвия будет работать со странами бывшего СССР, дабы ослабить идею Путина по созданию «Евразийского союза». Чем хуже у него это получится, тем лучше будет ЕС»[2].

После происшествия в Гюмри, мы столкнулись[3] на личном примере с тем, что крайне тяжело найти политологов в Армении, которые бы занимались интеграционными процессами с Россией, а не ЕС. События в Гюмри показали проблемные точки российско-армянских отношений, которые можно спроецировать на все постсоветское пространство.

Ситуация в Гюмри стала тревожным сигналом для внешней политики РФ[4]: руководство Армении участвует в российских проектах, но население республики, будучи недовольным работой собственных властей, при помощи координации со стороны оппозиции переносит свой гнев на официально ключевого армянского союзника – Россию.

Очевидно, что обеспечение российских внешнеполитических интересов требует переноса внимания на контакты с гражданским обществом стран-партнеров, а не только с текущим руководством, чтобы не зависеть от внутриполитической ситуации в этих странах и изменения региональной политики в целом.

В обществах постсоветского пространства формируется искаженная картина – большинство комментаторов, работающих на различные Фонды, связанные с европейской и американской поддержкой, формируют антироссийское лобби. При этом, население, по различным опросам, не согласно с однозначными антироссийскими трактовками событий.

Если говорить об экономической составляющей восточного сотрудничества для постсоветских стран, то она представляется незначительной. Наиболее привлекательным для Запада является, например, нефтегазовый сектор Казахстана. Другим крупным получателем средств является сегодня Украина, но уже в виде финансовой помощи для удержания разваливающейся экономики.

Исходя из всего вышесказанного: взаимодействие ЕС и бывших советских республик может разворачиваться только в одной плоскости – изоляции их от России, препятствование российскому интеграционному проекту Таможенного Союза.

Владимир Киреев

Источники:

1. Валентина Казачевская: ЕС провалил работу с республиками ЦА и переводит усилия в двусторонний режим. URL: http://expertonline.kz/a12217
2. ИА REGNUM: Евродепутат от Латвии: Чем хуже у России дела в Азии, тем лучше для ЕС. URL:http://www.regnum.ru/news/polit/1876963.html
3. CIS-EMO: Происшествие в Гюмри не повлияет на российско-армянские отношения. URL:http://www.cis-emo.net/ru/news/proisshestvie-v-gyumri-ne-povliyaet-na-ro…
4. Вестник Кавказа: Уроки Гюмри. URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/Uroki-Gyumri.html

Народная дипломатия: политика и общество