14 мая 2024 , 21:56

Ученые выявили привычки, свойственные психопатам во время вождения

Ученые из Университета Регенсбурга (Германия) провели масштабное исследование, направленное на изучение взаимосвязи между определенными личностными чертами и рискованным поведением автомобилистов на дороге. Результаты данной работы были опубликованы в авторитетном научном журнале PLOS One.

«В исследовании приняли участие 989 немецких автомобилистов», — отмечают авторы. Испытуемые были подробно опрошены об особенностях своего вождения, в частности, о частоте использования мобильных телефонов за рулем. Около 61% добровольцев признались, что периодически прибегают к данной практике.

Ученые выявили привычки, свойственные психопатам во время вождения

Далее участникам было предложено пройти психологическое тестирование для оценки выраженности трех основных личностных черт: нарциссизма, макиавеллизма и психопатии. Согласно научным данным, нарциссические личности характеризуются неустойчивой самооценкой и завышенным самовосприятием. Макиавеллизм, в свою очередь, проявляется в склонности к манипулированию и использованию других людей в собственных интересах на фоне сниженной эмпатии. Психопатические черты, в свою очередь, включают в себя бессердечность, эгоцентричность и неспособность к раскаянию.

Результаты исследования показали, что «люди с высокими баллами по любой из трех шкал чаще использовали телефоны за рулем по сравнению с людьми со слабо выраженными чертами нарциссизма, макиавеллизма и психопатии». При этом «макиавеллисты» отличались склонностью к сокрытию данного факта, а участники с психопатическими и нарциссическими чертами — меньшей склонностью к чувству вины за потенциально опасное поведение.

Более того, ученые установили, что «психопатические личности чаще нарушали правила дорожного движения». Согласно расчетам, у людей со средней степенью выраженности психопатических черт вероятность совершения правонарушений за рулем составляет 24%.

Данные результаты представляют значительный практический интерес, поскольку позволяют выявить группы риска среди водителей и разработать эффективные меры по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Глубокое понимание взаимосвязи между личностными особенностями и поведением на дороге может стать ключом к повышению безопасности дорожного движения.

Безусловно, полученные выводы требуют дальнейшей научной верификации на более репрезентативных выборках. Тем не менее, данное исследование служит серьезным импульсом для более тщательного изучения психологических факторов, лежащих в основе рискованного вождения.

Народная дипломатия: политика и общество